Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабочая учебная программа учителя логопеда 

 

 Консультации для родителей:

                                                                                                                           логопед Богданова Н.Ю.

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения.

Помните, что ваша речь- образец для ребенка. Поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной.

Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрение, они важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«Стоп-игра» Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок, начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики» Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка» Предложите детям угадать разные предметы по описанию, напомнив при этом. Что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка» Произнесите слова с дефектным произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен» При чтении сказок. Рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения.

Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?» Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы- артисты»Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями

(удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произнесите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?» Договоритесь с ребенком, что вы будите внимательно следить за его речью и сможете выполнять только те его просьбы, которые он произносит без ошибок. 

 Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры.

Цель игры - доставить удовольствие участникам.

В игре формируется символическая   деятельность: кубик   может   стать   машиной,   карандаш-ложкой.

Такое превращение готовит ребенка к восприятию более сложных символических обозначений, в том числе и письменной речи. От уровня развития игровой деятельности в значительной степени зависит уровень мышления, воображения, речи, умения общаться. Можно ли научить ребенка общению?

Да можно,  но для этого  нужны специальные занятия и  игры,  характер которых должен зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Так, например, в сюжетно - ролевой игре формируется выразительность речи, они способствуют проявлению творческих задатков, помогают раскрепоститься. 

Эти  игры можно  бесконечно  варьировать,  этим  они  и интересны детям.

Игры  с  правилами  развивают  навыки  самоконтроля,  умение  общаться, социальных форм поведения.

Кроме того, немаловажны и подвижные игры ведь чем богаче и разнообразнее двигательные навыки и умения ребенка, тем легче он осваивает новые, в том числе и артикуляционные движения.

Улучшению координации движения способствует выполнение различных физических упражнений. Предлагайте ребенку физические упражнения, которые помогут научить выполнять разнообразные команды: пролезь, обойди, перепрыгни и так далее, тем более что в подобных играх вы развиваете слуховое внимание ребенка, вырабатываете умение слушать.

В таких играх может участвовать и несколько детей. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в тоже время сам включаться в игру.

В таких совместных играх ребенок учится ориентироваться на партнера, сдерживать свои эмоции при неудаче. Кроме того, во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.

В ходе игры или после нее нужно постепенно вовлекать ребенка в разговор: рассказывать ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказа, после чего ребенку можно предложить придумать самостоятельно рассказ по картинкам, можно предложить ребенку и составить рассказ и по одной сюжетной картине подумать, что происходило с героями до изображенного момента, что может произойти после, чем закончится история. Хорошим материалом для таких бесед могут служить различные виды лото. Однако здесь важно помнить, что задача таких игр - не только сообщение ребенку  новых  знаний,   но   главное,   формирование  у  него   способности общаться. Поэтому не следует выбирать сложные для данного возраста темы для бесед и рассказов.

Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим.

Вы должны иметь ввиду и чисто речевые задачи.

Рассмотрели предметы, назвали их - закрепите слова в игре. Ведь словесные игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им создавать самостоятельно словесные сочетания. Например, игра «Какое что бывает». Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек.

В подобных играх кроме всего расширяется и обогащается словарь ребенка, богатый словарный запас позволит ему в дальнейшем свободно общаться.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. После чтения книг спросите ребенка, кто из персонажей ему больше понравился почему, на кого ему хотелось бы походить. Если он не может ответить, выскажите собственное мнение и обоснуйте его. После этого предложите ребенку самому придумать сказку, в которой участвуют добрые персонажи, или наоборот отрицательные герои инсценировать ее.

Интересно ребятам и додумывать сюжеты уже известных сказок, например: Как ты думаешь, кого мог бы еще встретить колобок, если бы его не съела лиса?

Хорошо стимулирует развитие речи и толкование пословиц и поговорок, попросите ребенка объяснить, как он понимает выражения: Любишь кататься, люби и саночки возить. Всякому мила, родная сторона. При солнышке тепло, при матушке добро.

Точные движения пальцев рук - особенно тесно связаны с процессом формирования речи.

Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений необходимы: конструкторы, мозаики, головоломки, принадлежности для рисования, лепки, шитья.

Поощряйте занятия с этими игрушками.

Научите ребенка простым навыкам шитья, вышивания ведь чем проворнее будут пальчики, тем лучше будет развита речь, а хороший словарный запас залог свободного общения.

Во время лепки, вырезания обсуждайте с ребенком придуманный им сюжет, подскажите как лучше и выразительно изобразить то, что он желает. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на цветной бумаге (можно на старых обоях).

Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние, а это значит, что у вас есть повод для общения. Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ. Поддерживайте желание ребенка придумывать свои собственные     игры,  участвуйте  в  этом  процессе,  поощряйте  творчество

ребенка.

Играя с ребенком родителям необходимо отмечать любой, даже самый незначительный успех ребенка, искренне радуйтесь общению с ним, постоянно подкрепляйте его естественную потребность к развитию и совершенствованию и тогда общение не только с вами, но и с другими людьми будет для него интересным и содержательным.

 Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо),       является постоянным состоянием человека.

Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей и то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

•  Установка может быть попустительской: «Не  обращай  внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект-это проявление индивидуальности,

•  Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно  произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников.

Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка.

    При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

 

 Тетрадь для штриховки

 Тетрадь взаимодействия 

  Методическая копилка

 Методические рекомендации 1.  читать далее

                                                  2. читать далее